Объектный режим в Blender

Разбираемся с основами "Объектного режима" в программе трехмерного моделирования Blender.

Введение

Blender - это мощный программный пакет для создания трехмерной графики и анимации, который включает в себя инструменты для моделирования, текстурирования, анимации и многое другое.

Программа имеет крупное сообщество пользователей и обширную документацию. Blender бесплатен и поддерживает различные операционные системы, включая Windows, macOS и Linux.

В этой заметке разберем объектный режим работы Blender.

Объектный режим в Blender (Object mode) позволяет работать с объектом как единым целым. Данный режим не позволит модифицировать отдельные части объекта, такие как вершины, ребра или плоскости, но позволит применять модификации ко всему выбранному объекту.

Основную часть окна 3d-вьюпорта занимает сцена на которой располагаются объекты. Сцена, по умолчанию, содержит куб, камеру и источник света.

Для того чтобы выделить любой объект на сцене можно кликнуть по нему левой кнопкой мыши (ЛКМ). У выделенного объекта появиться яркая обводка.

Нажатие и удержание средней кнопки мыши (колесо прокрутки) позволит вращать окно просмотра вокруг выбранного объекта.

Вращение колеса прокрутки мыши приблизит или отдалит сцену.

ПКМ - выведет на эран команды доступные выделенному объекту.

В левом верхнем углу располагается выпадающий список режимов с которыми работает 3d-вьюпорт. В данном уроке нас будет интересовать только объектный режим.

Правее находится меню с разделами: Вид, Выделение, Добавить, Объект. Пока это меню для нас практически бесполензо. В этом уроке будем обращаться к разделу "Добавить" для добавления объектов на сцену.

Blender позволяет очень гибко, просто и быстро работать с клавиатурой. Большинство основных задач может быть решено с помощью горячих клавиш.


Добавление и удаление объектов в объектном режиме

Начнем с добавления и удаления объектов на сцене.

Blender предоставляет очень гибкий интерфейс. В котором одно и тоже действие можно совершить разными путями. Например чтобы добавить объект можно воспользоваться разделом меню "Добавить", или клавиатурным сочетанием Shift+A.

Выбранный объект появится там где находится 3д курсор, по умолчанию в начале координат. 3д курсор можно позиционировать в пространстве, чтобы перенести местоположение появления новых объектов.

Пришла пора добавить на сцену новый объект. Добавьте UV-сферу из раздела меню Меш.

Обратите внимание на левый нижний угол окна 3d-вьюпорт, где после добавления объекта на сцену, появляется дополнительное меню.

К этим настройкам вернемся в дальнейшем, а сейчас обращаю внимание на то, что изменить эти настройки возможно только при создании объекта.

Сфера оказалась внутри куба. И если мы сделаем клик ЛКМ то выделение с объекта сфера будет снято. Для того чтобы выбирать на сцене объекты, которые перекрыты можно воспользоваться окном структуры проекта.

В структуре проекта доступен список всех объектов находящихся на сцене. Выберите в этом списке сферу, и вы увидите что сфера снова будет выделена.

Для того чтобы удалить выбранный объект, в окне 3d-вьюпорта кликните ПКМ и выберете в появившемся меню "Удалить", так же пока выделен объект, можно на клавиатуре нажать кнопку "Delete" или ПКМ по названию объекта в структуре проекта.


Позиционирование объекта в трехмерном пространстве

Для позиционирования объекта, на панели инструментов, при работе в объектном режиме, присутствует инструмент "Переместить"

На выделенном объекте появятся стрелки обозначающие оси X, Y, Z. Цепляясь мышью (ЛКМ) за стрелки получиться переместить объект в нужном направлении. Такой способ перемещения объекта может быть не самым оптимальным.

Рассмотрим другой вариант позиционирования. Для включения режима перемещения в окне 3d-вьюпорта, на клавиатуре нажмем клавишу "g". Теперь при движении мыши объект будет перемещаться во всех трех плоскостях, что конечно же очень не удобно.

Если нужно переместить объект только по оси X, то на клавиатуре активируйте перемещение клавишей "g" и укажите ось X клавишей "x". Теперь двигая мышью объект будет перемещаться только по оси X.

То есть функция перемещения объекта включатся клавишей "g", а для перемещения по осям X, Y, Z, клавиши "x", "y", и "z" соответственно.

Запомнить:

"g + x" - перемещение объекта только по оси X.

"g + y" - перемещение объекта только по оси Y.

"g + z" - перещение объекта только по оси Z.


Масштабирование объекта

Для масштабирования объекта в Blender можно использовать несколько способов:

Использование горячих клавиш:

Выберите объект, который нужно масштабировать.

Нажмите клавишу "S" на клавиатуре.

Перемещайте курсор мыши, чтобы изменить размер объекта.

Запомнить:

"s + x" - масштабирование объекта только по оси X.

"s + y" - масштабирование объекта только по оси Y.

"s + z" - масштабирование объекта только по оси Z.

Для сохранения изменений нажмите клавишу "Enter".

Изменение размеров вручную:

Вы также можете изменить размеры объектов вручную, изменив значения в панели свойств.


Вращение объекта

Для вращения объекта в Blender можно воспользоваться следующими способами:

Использование горячих клавиш:

Выберите объект, который нужно вращать.

Нажмите клавишу "R" на клавиатуре.

Перемещайте курсор мыши, чтобы задать угол вращения.

Запомнить:

"r + x" - вращение объекта относительно только оси X.

"r + y" - вращение объекта относительно только оси Y.

"r + z" - вращение объекта относительно только оси Z.

Для сохранения изменений нажмите клавишу "Enter".


760